MY ISRAEL
МОЙ ИЗРАИЛЬ

Rambler's Top100

ЯВНЕ (ЯМНИЯ)

     Между Тель-Авивом и Ашдодом, в шести километрах от Средиземного моря, расположен небольшой городок Явне с населением в 12 тысяч человек, которые заняты на строительстве, в промышленности и сельском хозяйстве. Явне Новый Явне возник сразу же после Войны за Независимость на месте древнего Явне, упоминаемого в Библии. Первые поселенцы были репатриантами из разных стран.
     При всех изменениях в названиях, которые город претерпевал: Явниэль, Явнеи, Ябне, ивритский корень слова "строить" в нем всегда сохранялся.
     Когда сыны Израилевы пришли на Землю Обетованную,, городок достался колену Иехуды, но, как и все южное побережье, он был заселен филистимлянами.
     В 640 г. до н.э. город ненадолго перешел в руки евреев. Через Явне проходил торговый Морской путь (Via Maris), и поэтому борьба за этот приморский город всегда была ожесточенной.
     Во времена Второго Храма греки поселились в городе, укрепили стены, расширили порт и назвали его Ямне. Город стал настолько большим, что, по словам одного древнего историка, в случае войны мог выделить 40 тысяч человек. Состав населения был довольно пестрый: евреи, самаритяне, греки. Между ними часто вспыхивали конфликты.
     Во время восстания Маккавеев в Явне укрепились греческие войска. Нееврейские жители Явне побоялись, что евреи впустят войска повстанцев, и на тайном совете решили сбросить их в море.
Когда Иехуда Маккавей "узнал, что жители Явне хотят расправиться с евреями, он напал на Явне ночью, сжег порт и корабли. Пламя пожара можно было видеть даже в Иерусалиме" (I кн. Мак.).
     В 68г., во время Иудейской войны, римляне захватили Явне и заселили его отказавшимися участвовать в антиримском восстании евреями и благонадежными жителями окрестных городов. Именно тогда городку Явне суждено было сыграть особую роль в еврейской истории.
Шел третий год войны, и продолжалась осада Иерусалима, где люди тысячами умирали от голода и эпидемий. Зелоты *, ярые противники римлян, стояли не на жизнь, а на смерть, удерживая город и запрещая выход из него под страхом смертной казни. А того, кто все-таки бежал, римляне хватали и распинали.
     В Иерусалиме тогда жил старый, всеми уважаемый раввин Иохан бен-Заккай. Он понимал, что пришел конец еврейской независимости. Мудрец и ученый, смелый и находчивый, он решил спасти то главное, что отличало еврейский народ от всех других народов мира — ТОРУ. Он пошел на хитрость: велел своим ученикам выйти на улицы Иерусалима, разорвать на себе одежды и возвестить, что рабби бен-Заккай умер от заразной болезни. Боясь эпидемии, городские власти позволили похоронить его за стенами города. Ученики вынесли заколоченный гроб с живым рабби. Оеазавшись за пределами города, Иоханан бен-Заккай вышел из гроба и пошел к римскому полководцу Веспасиану. Рабби попросил его дать разрешение основать в каком-нибудь городке Иудеи небольшую школу, где он и его ученики в тишине и покое могли бы изучать древние еврейские законы. Веспасиан удивился скромности просьбы и тут же удовлетворил ее, отдав под еврейскую школу город Явне.
     Город в те времена состоял из двух частей — порта и собственно города. Это был большой торговый центр. Но важнее всего было то обстоятельство, что он находился в самой богатой части Иудеи, куда неизбежно должны были направляться беженцы после падения Иерусалима. Недалеко от Явнк стоял город Лод, где можно было найти работу, а в ближайших деревнях — Бней-Браке, Гимзо и Эмманусе можно было найти жилье. Было очевидно, что Явек станет центром Иудеи.
     Иоханан бен-Заккай купил виноградник, который стал местом встреч мудрецов. Поэтому большую еврейскую школу стали называть Явненским виноградником.
     Когда страшная весть о падении Иерусалима и разрушении Второго Храма дошла до Иоханана, он разорвал на себе одежды в знак траура, но утешал учеников, говоря, что не все потеряно, что ТОРА жива и останется с ними, что она станет основой существования еврейского народа.
     Сразу после разрушения Второго Храма Иоханан бен-Заккай объявил Явне центром еврейского мира. В Явне начинает действовать синедрион.
     И хотя "Явненский виноградник" просуществовал всего шестьдесят лет, тогда как другие центры еврейской мудрости насчитывали много веков, он занял особое место в еврейской истории. Именно эдесь был сохранен иудаизм после разрушения Второго Храма.
     Мудрецы Явне, видя, что родному языку грозит забвение, начали трудиться над его сохранением. Понимая, что евреи, разбросанные в разных концах мира, подвержены ассимиляции, они канонизировали богослужение в синагогах; установили, что ТОРУ могут читать не только раввины, но и члены общины, если они этого достойны; учили евреев, как сохранять свой образ жизни в чужих государствах.
      "В Явненском винограднике" было пожалуй самое мудрое и блестящее "правительство", когда-либо стоявшее во главе еврейского народа.
     Даже когда в 135г., после поражения восстания Бар-Кохбы, Синедрион переехал из Явне на север, Явнк не утратил своего значения как символ победы иудаизма.
     В византийскую эпоху Явне был небольшим городом. С арабскими завоеваниями в Явне начинают строить мечети и изображать его на монетах под названием Ибне.
     В средние века Явне был для крестоносцев важным стратегическим пунктом в системе укреплений возле Ашкелона. В 1142-1144 гг. они построили в Явне, который назвали Иблин, крепость. Ее изображение сохранилось на печати христианского правителя города. Построили церковь, которую можно видеть и сегодня. В средние века еврейского населения в городе не было.
     Во времена мамлюков Явне служил лишь перевалочным пунктом по пути из Сирии в Египет. Возле Явне мамлюки построили мост через русло пересыхающей реки. В XYI в., когда турки начали завоевание Палестины, они воспользовались этим мостом. При них Явне стал арабской деревушкой Ябне, жители которой занимались сельским хозяйством.
     Приход англичан не внес существенных изменений в положение Явне. Разве что они проложили железную дорогу на север от Явне.
     Во время Войны за Независимость арабская деревня Ябне превратилась в базу арабских вооруженных отрядов и служила плацдармом для египетской армии при наступлении на Тель-Авив. 4-го июня 1948 г. Армия Обороны Израиля выбила арабов из Ябне. Через короткое время после окончания войны сюда начали прибывать новые репатрианты, и вырос новый еврейский городок с древним названием Явне.

Примечание *
Зелоты (букв. — ревнители) — общее название радикальных течений в освободительном движении конца эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66-73 гг. н.э. (Иудейская война)

на главную

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Спасибо! Тода раба! Thank you!



Hosted by uCoz