MY ISRAEL |
Когда Иехуда Маккавей "узнал, что жители Явне хотят расправиться с евреями, он напал на Явне ночью, сжег порт и корабли. Пламя пожара можно было видеть даже в Иерусалиме" (I кн. Мак.).В 68г., во время Иудейской войны, римляне захватили Явне и заселили его отказавшимися участвовать в антиримском восстании евреями и благонадежными жителями окрестных городов. Именно тогда городку Явне суждено было сыграть особую роль в еврейской истории.
Шел третий год войны, и продолжалась осада Иерусалима, где люди тысячами умирали от голода и эпидемий. Зелоты *, ярые противники римлян, стояли не на жизнь, а на смерть, удерживая город и запрещая выход из него под страхом смертной казни. А того, кто все-таки бежал, римляне хватали и распинали.Город в те времена состоял из двух частей — порта и собственно города. Это был большой торговый центр. Но важнее всего было то обстоятельство, что он находился в самой богатой части Иудеи, куда неизбежно должны были направляться беженцы после падения Иерусалима. Недалеко от Явнк стоял город Лод, где можно было найти работу, а в ближайших деревнях — Бней-Браке, Гимзо и Эмманусе можно было найти жилье. Было очевидно, что Явек станет центром Иудеи.
В Иерусалиме тогда жил старый, всеми уважаемый раввин Иохан бен-Заккай. Он понимал, что пришел конец еврейской независимости. Мудрец и ученый, смелый и находчивый, он решил спасти то главное, что отличало еврейский народ от всех других народов мира — ТОРУ. Он пошел на хитрость: велел своим ученикам выйти на улицы Иерусалима, разорвать на себе одежды и возвестить, что рабби бен-Заккай умер от заразной болезни. Боясь эпидемии, городские власти позволили похоронить его за стенами города. Ученики вынесли заколоченный гроб с живым рабби. Оеазавшись за пределами города, Иоханан бен-Заккай вышел из гроба и пошел к римскому полководцу Веспасиану. Рабби попросил его дать разрешение основать в каком-нибудь городке Иудеи небольшую школу, где он и его ученики в тишине и покое могли бы изучать древние еврейские законы. Веспасиан удивился скромности просьбы и тут же удовлетворил ее, отдав под еврейскую школу город Явне.
Когда страшная весть о падении Иерусалима и разрушении Второго Храма дошла до Иоханана, он разорвал на себе одежды в знак траура, но утешал учеников, говоря, что не все потеряно, что ТОРА жива и останется с ними, что она станет основой существования еврейского народа.Сразу после разрушения Второго Храма Иоханан бен-Заккай объявил Явне центром еврейского мира. В Явне начинает действовать синедрион.
Мудрецы Явне, видя, что родному языку грозит забвение, начали трудиться над его сохранением. Понимая, что евреи, разбросанные в разных концах мира, подвержены ассимиляции, они канонизировали богослужение в синагогах; установили, что ТОРУ могут читать не только раввины, но и члены общины, если они этого достойны; учили евреев, как сохранять свой образ жизни в чужих государствах.Даже когда в 135г., после поражения восстания Бар-Кохбы, Синедрион переехал из Явне на север, Явнк не утратил своего значения как символ победы иудаизма.
"В Явненском винограднике" было пожалуй самое мудрое и блестящее "правительство", когда-либо стоявшее во главе еврейского народа.
Примечание * |
Зелоты (букв. — ревнители) — общее название радикальных течений в освободительном движении конца эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66-73 гг. н.э. (Иудейская война) |