Полоса (или сектор) Газы начинается от речки
Шикма возле киббуца Яд-Мордехай, тянется на юг вдоль берега Средиземного моря и
доходит почти до Синайской пустыни. Протяженность полосы 45 км, ширина 6км.
Площадь — 360 кв. км.
Это равнинная местность с небольшими песчаными холмами, самый высокий из
которых достигает 50 м. В полосе Газы расположены деревни, лагеря беженцев и
городки.
Вдоль полосы Газы по древней земле филистимлян, упоминаемой в Библии, проходит
центральное шоссе, связывающее поселения. На севере оно вливается в приморское
шоссе, точно совпадая с древним торговым путем.
Во времена британского мандата вдоль полосы Газы параллельно с центральным
шоссе проходила железная дорога из Египета через Синай до Лода. Ее проложили
англичане во время продвижения их армии из Египта в Эрец-Исраэль.
До Войны за Независимость в полосе Газы находилось только одно еврейское
поселение — Кфар-Дар'ом.
Когда во время Войны за Независимость в страну вторглись египетские войска,
евреи этого единственного поселения после длительного сопротивления отступили,
и, по условиям перемирия между Израилем и Египтом, вся полоса Газы попала под
управление египетской администрации, но не была включена в состав Египта.
Сразу после Войны за Независимость население полосы Газы резко возросло за счет
бежавших сюда арабов (50-60 тысяч жителей в 1947 г., 190-200 тысяч в 1949 г.).
Положение беженцев в полосе Газы отличалось от положения беженцев на Западном
берегу Иордана: на Западном берегу Иордана беженцы получили иорданское
гражданство и имели право работать и жить в Иордании, а в полосе Газы с 1948 по
1967 гг. беженцы полностью зависели от фондов ООН, так как египтяне не давали
им гражданства, хотя они и находились под юрисдикцией Египта, не принимали на
работу и даже не разрешали ездить в Египет. Тогдашнему египетскому
правительству было удобно сохранять полосу Газы как трамплин для грядущего
"освобождения" Палестины от евреев.
В первой половине 50-х гг. полоса Газы была средоточием значительных египетских
военных сил и главной базой террористов (фидаинов), что являлось грубым
нарушением условий перемирия. Частые вылазки на израильскую территорию
послужили одной из причин Синайской кампании 1956 г., когда израильские войска
заняли полосу Газы. 8-го марта 1957 г. их сменили по соглашению о перемирии
войска ООН. Установилось относительное спокойствие, но в 1967 г. войска ООН
были оттуда выведены по требованию египетского президента Насера. Началась
Шестидневная война.
Израильские войска заняли полосу Газы и учредили там военную администрацию. В
первые годы после войны в полосе Газы проявлялась особенная активность
фидаинов. Их вооруженные отряды фактически контролировали всю территорию
полосы. Но к 1972 г. израильской администрации удалось нейтрализовать их
активность.
Население полосы Газы сегодня составляет 1200 тысяч. Около половины размещается
в лагерях, что создает ненормальное положение.
В полосе Газы — около 140 тысяч дунамов (дунам-1000 кв.м) обрабатываемых
земель. Введение новых методов искусственного орошения позволило укрепить
сельское хозяйство, в котором главную роль играют цитрусовые: ежегодно
экспортируется два-четыре миллиона ящиков. В сельском хозяйстве занято до 30%
населения.
Около 10% населения занято в местной промышленности и в кустарном производстве
(ковры, одежда, гончарные изделия и т.д.). Значительная часть населения
работает на предприятиях Государства Израиль.
ГОРОД ГАЗА (АЗЗА)
"Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней (Судьи, 16:1).
|
Город Газа расположен на южном побережье Средиземного моря. Это один из
древнейших городов мира. Кроме того что он стоит на берегу моря, через него
проходил караванный путь из Египта в Финикию, благодаря чему он тогда и стал
известен в древнем мире.
Газа неоднократно упоминается в Библии. Древнейшими жителями Газы и ее
окрестностей были ханаанеи. Ко времени прихода двенадцати колен Израилевых в
Землю Обетованную Газа была одним из пяти филистимских городов (см.
Ашкелон
и
Ашдод
) и, очевидно, наиболее значительным. При разделе земель Газа досталась колену
Иехуды.
В Газе в те времена продолжали жить
филистимляне
. Их богом был Дагон, и ему было посвящено самое большое святилище, где
филистимляне приносили жертвы.
Видимо, колено Иехуды лишь короткое время удерживало Газу, а затем она перешла
в руки филистимлян. В эпоху Судей Газа не только пользовалась независимостью,
но и подчинила себе земли некоторых израильских колен. В Газе совершал свои
подвиги израильский судья и богатырь
Самсон
.
Много лет Самсон вел неравную борьбу с
филистимлянами. В конце концов они схватили его, "...
выкололи ему глаза и привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и
он молол в доме узников
" (Суд., 16:21), где и погиб. В современной Газе вам покажут его могилу ни том
месте, куда он перенес на плечах сорванные им городские ворота Газы и остатки
погибшего святилища Дагона.
В царствование Соломона Газа оказалась на границе с Объединенным Израильским
царством. После его смерти филистимляне, особенно в Газе, начинают нападать на
евреев.
Благодаря стратегическому значению Газы за нее воевали Египет, Ассирия и
Вавилон; Газа упоминается во многих клинописях.
В 734 г. до н.э. в Газе правил некий Ханун, поднявший восстание против
ассирийского царя, но восстание было подавлено и город усмирен. Долгое время
Газа исправно платила дань Ассирии и не принимала участия ни в каких восстаниях.
В последний раз Газу упоминает вавилонский царь Набонид, который похвалялся
тем, что наложил дань на все народы и царства от города Газы и далее.
Когда Александр Македонский пошел из Тира на Египет, он после пятимесячной
осады взял Газу (332 г. до н.э.) и оставил в ней гарнизон. В город начался
приток греков, и Газа вновь стала значительным торговым городом.
Газу того времени довольно подробно описал греческий писатель Арриан ("Походы
Александра"). Город был окружен крепкой стеной. На пути из Финикии в Египет это
был последний населенный пункт, за которым сразу же начиналась пустыня. Был он
важным транзитным пунктом и для
набатеев
, которые использовали его порт.
Греки построили в городе святилища своим богам — Гелиосу, Афродите, Аполлону и
другим. Особенно здесь почитался Марнаса. В окрестностях Газы найдена огромная
статуи, как полагают, этого божества. Изображения богов чеканили на монетах.
После восстания Маккавеев Александр Яннай
разрушил Газу, осада которой продолжалась целый год.
В 63 г. до н.э. Газу завоевали римляне. Они восстановили и укрепили город (57
г. до н.э.). Позже римский император Август подарил Газу Ироду Великому. В то
время в Газе проживало много евреев, и у них были синагоги. Но как только
вспыхнула Иудейская война, начался погром евреев Газы и ее окрестностей.
Римские легионы, посланные для подавления еврейского восстания, нашли радушный
прием в Газе. Город перешел полностью под власть римлян.
В талмудическую эпоху это был большой торговый город, в котором евреи могли
селиться, несмотря на преобладание язычников. В раввинистической литературе
говорится о красоте города, о здоровом климате, особенно часто упоминается
ярмарка Газы и рынок для продажи скота, куда стекалось множество народа. От
того периода сохранилась мраморная колонна с высеченной на ней менорой и
мозаика, на которой изображен Давид, играющий на арфе.
Газа упоминается и в Новом Завете.
В Деяниях святых апостолов сказано: "А Филиппу
Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из
Иерусалима в Газу
<...>
"(Деян., 8:26). В сегодняшнем Иерусалиме эта дорога начинается с улицы Газы,
одной из центральных в городе.
В Газу приезжали миссионеры-христиане, могилу миссионера Порфирия до сих пор
показывают в одной из церквей. При Порфирии (396-420 гг.) в Газе были разрушены
все языческие святилища.
В византийский период Газа принадлежала к ведущим городам Восточной Римской
империи. Школа ораторского искусства славилась по всем христианском мире как
своими учителями, так и учениками. Среди них: христианский софист и экзегет
Прокопий из Газы, философ-неоплатоник Эней из Газы, Св. Илларион, который
считается основателем отшельничества в Палестине.
Изображение Газы сохранилось на
мозаичной карте из Медвы
.
В порт Газы стекались торговцы из разных стран. Побывал здесь и Хашим Абд Манаф
— прадед Мухам мада. Согласно мусульманской традиции, он скончался и Газе, и по
сей день арабы всего мира чтут его могилу.
В Газе родился Абу Абдаллах аш-Шаф'ин (767-820 гг.) — основатель движении
названных по его имени шафи'итов, приверженцев одной из школ исламского
законоучения.
В 634 г. в окрестностях Газы произошел бой между
византийцами и мусульманами.
Византийский историк описывает его так: "Война была на расстоянии 12 миль от
Газы, чуть восточнее, и римляне (византийцы) сбежали
<...>
, здесь было убито около четырех тысяч бедных людей Эрец-Исраэль — христиан,
евреев и самаритян
Из Газы мусульманские войска пошли на юг и покорили Египет.
В XII в. крестоносцы захватили Газу и назвали город Гадрес. Король Балдуин III
укрепил Газу и в 1150 г. передал ее ордену
тамплиеров
. Из Газы крестоносцы продвигались на Синай.
В XIII п. юрод перешел в руки
мамлюков
.
Тогда же выстроили мечеть Шейх Элиас, на которой до сих пор сохранилось имя ее
основателя и дата — 1272 г.
Один из итальянских паломников в XIV в. писал: "
Это большой город, в нем много людей
<...>
, прекрасный климат, изобилие продуктов: хлеб, вкусное мясо, куры, яйца. В
городе живут евреи, они делают отменное вино, которое хранят в стеклянных
бутылях
". Другие путешественники писали, что Газа больше Иерусалима, и ее жителей
можно различить по цвету платков на головах: мусульмане — в голубых, евреи
— желтых, а самаритяне — в розовых.
И XVI и Газу, как и всю страну, завоевали турки. При них город оставался
крупным торговым центром, где среди мусульманского большинства жили греки,
сирийцы, самаритяне, евреи.
И конце XVIII в. Газу захватил Наполеон. Его войска настолько разрушили город,
что лишь а начале XIX в. он начал отстраиваться и вновь стал торговым центром.
К 1875 г. в Газе проживало 18 тысяч человек, большей частью арабы-мусульмане и
лишь, несколько сот греков-ортодоксов, самаритян и евреев.
В Первую мировую войну Газа оказалась в блокаде. Англичане беспрерывно
обстреливали город как с суши, так и с моря. Почти все жители бежали, включая и
евреев. После двухкратного наступления на город англичане под командованием
Алленби с большим трудом захватили город.
С установлением британского мандата жизнь в городе входит в обычное русло,
многие жители возвращаются, в том числе и 50 евреев. Но во время погромом 20-х
и 30-х гг., еврейская община Газы была уничтожена.
В 1931 г. город Газа стал центром полосы Газы,
окруженным цепью арабских деревень, бедуинами и тремя еврейскими поселениями:
Гедерой, Беер-Тувией и Рухамой.
Во время Войны за Независимость 1948 г. египетская армия использовала Газу как
плацдарм для наступления на центр страны. После окружения египетская армия
отступила в Газу и закрепилась в городе и в южном прибрежном районе. Во время
Синайской кампании 1956 г. израильтяне взяли Газу. Однако под давлением ООН им
пришлось оттуда уйти. В 1967 г. они вновь заняли Газу.
Сегодня Газа — арабский город: почти все жители — мусульмане, хотя есть и
христиане. Коренных жителей здесь мало, большую часть составляют беженцы времен
Войны за Независимость 1948 г. Есть в Газе и православные греки (около трех
тысяч человек), и греко-католики, и протестанты из США.
Древний город
. В нем много мечетей, самая крупная — Большая мечеть, перестроенная из большой
церкви крестоносцев, поставленной здесь в XII в. В ней есть колонны еще более
древних периодов. На одной из них изображены шофар, этрог, менора и надпись на
иврите и греческом:
"
Ханания, сын Я'акова
".
Другая знаменитая мечеть - Хашима — названа по имени прадеда Мухаммада,
похороненного здесь. Иорданское Хашимитское королевство (араб.: ал-Мамлака
ал-Урдунния ал-Хашимия) также называется по имени прадеда Мухаммада.
В Газе находится могила Самсона. В еврейских источниках нет никаких упоминаний
о захоронении его в Газе, но арабы почитают это место. Над могилой Самсона
высится постройка под названием Макам Абу ал-Азам (отец силы).